Аркадий Васильевич Юдин
Виктор Степанович Шестаков*
Уральский государственный горный университет, Россия, Екатеринбург
Актуальность работы обусловлена тем, что с увеличением глубины карьеров эффективность стационарных транспортно-перегрузочных систем (ТПС) снижается. Повышение эффективности комплексов основано на развитии технологии с гибкими свойствами.
Цель работы: развитие теории, обоснование методики формирования и оценки ТПС с гибкими свойствами в глубоких карьерах.
Методология исследования: обобщение, системный подход, анализ принципов формирования и оценки ТПС, синтез технических решений перегрузочных систем (ПС).
Результаты. В рамках системного подхода разработана структурная модель, выявлены функции, рассмотрены основные параметры, указаны целевые функции оценки ТПС. Сделано обоснование целесообразности ввода ТПС с гибкими свойствами, разработана методика оценки и характеристики свойств систем, сформированы принципы и структурные признаки модульных ПС. Приведено техническое решение ПС с гибкими свойствами из конструктивных модулей на примере ПС при комбинированном автомобильно-железнодорожном транспорте (АЖТ).
Выводы. Недостаточное развитие теории, ограниченность области применения стационарных ТПС в значительной мере обусловили тенденции к снижению эффективности комбинированного транспорта в глубоких карьерах. Создание ТПС нового поколения на основе технологий с гибкими свойствами, модульных концепций, разработка методики и критериев их оценки являются актуальными научными и практическими направлениями.
Ключевые слова: система, транспорт, перегрузка, оценка свойства, гибкость, модуль, показатель, техническое решение, грузопоток,
целевая функция.