4-18-21

ISSN 2307-2091 (Print) 

ISSN 2500-2414 (Online)

ГЕОМУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – УРАЛЬСКАЯ «ЖИВИНКА В ДЕЛЕ»: ЕСТЕСТВОИСПЫТАНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ, НАУЧНЫЙ ПОИСК, САМООПРЕДЕЛЕНИЕ


Павел Сергеевич КОЗЛОВ, Ирина Владимировна КОЗЛОВА, Роман Русланович ЛЕНЦЕВИЧ

 

Козлов П. С. и др. Геомузейная педагогика – уральская «живинка в деле»: естествоиспытание, эксперимент, научный 159 поиск, самоопределение // Известия УГГУ. 2018. Вып. 4(52). С. 158-169.

Актуальность работы обусловлена необходимостью краткого обобщения и представления общественности позитивного педагогического опыта работы с детьми-естествоиспытателями, юными геологами при Геологическом музее-кабинете (статус «школьный») ГО Ревда (Свердловская область), увлекающихся естественнонаучными знаниями, интересующихся поиском и коллекционированием минералов, горных пород и окаменелостей, исследованиями и научным поиском.
Цель статьи – представить геомузейную педагогику (ГМП) – авторскую педагогическую систему образовательно развивающей и социально практико-ориентированной деятельности с юными геологами-естествоиспытателями, показать ее отличительные особенности от традиционной музейной педагогики и роль геологического музея, комплексных гео-эко лого-краеведческих экспедиций, научного поиска и социально значимой деятельности в развитии коллектива детского объединения «Рифей-ГеоЭко» и личности ребенка.
Методология исследования. В основу положен метод систематических педагогических наблюдений, анализа и коррекции образовательной деятельности на основе свободы выбора детьми естественнонаучной направленности. Естествоиспытатель – тот, кто исследует природу. Мониторинг развития юных естествоиспытателей базируется на личностно-ориентированном, коллективном и компетентностном подходах на занятиях в музее, при проведении походов и ежегодных летних экспедиций, участии детей в интеллектуально-творческих конкурсных мероприятиях и социально направленной деятельности.
Результаты исследования. Опыт геомузейно-педагогической деятельности (1988–2018) показывает результативность ГМП, которая выражается в создании дружного целенаправленного коллектива единомышленников и в нем – оптимальных условий для развития личности каждого естествоиспытателя. Одна из отличительных особенностей ГМП состоит в позитивных результатах разнообразной практико-ориентированной деятельности детского объединения в природе и социуме. В процессе реализуется авторский принцип «тройного триединства» – «три кита» ГМП: триединство субъектностей в многогранной деятельности – дети, родители, педагоги; триединство сред в образовании – геомузей, природа, социум; триединство трех наук в научном поиске – геология, экология, краеведение.
Выводы. Впервые введен новый термин – геомузейная педагогика, суть которой определяется двумя ведущими основополагающими векторами. Педагогический вектор отражает результаты дополнительного образования и уровня образованности детей в естественнонаучной направленности, их позитивный выбор жизненного пути. Второй вектор – социально значимый – показывает результаты практико-ориентированной деятельности коллектива единомышленников (детей, родителей, педагогов), социализацию юных естествоиспытателей в музее, природе и социуме. Опираясь на личный опыт, авторы глубоко убеждены, что на Урале и за его пределами существует немало школьных геологических и геолого-краеведческих музеев и выставок камня, при которых идет активная работа с юными любителями камня, устраиваются путешествия, походы и экспедиции. Естествоиспытание, исследования и научный поиск влияют на интерес детей к знаниям естественной истории Земли, естественнонаучное миропонимание, социальное и профессиональное самоопределение, развитие личности. На выходе во взрослую жизнь, особенно в студенчестве, приобретенные знания, навыки и жизненный опыт определяют область их ближайшего развития.

Ключевые слова: Урал, геомузейная педагогика, «школьный» геологический музей, юный геолог-естествоиспытатель, комплексная экспедиция, музейное научное общество учащихся «Рифей», металлургический эксперимент, социально значимая деятельность, социальное и профессиональное самоопределение, учебно-исследовательская работа, Шиловское месторождение, «горячие палеоточки», виртуальный геологический маршрут.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлов П. С. Об открытии музея под открытым небом «Миткинский рудник» в СОГУ природный парк «Оленьи ручьи (Урал, Свердловская область) // Горные, геологические, палеонтологические, минералогические музеи в XXI веке: материалы науч.-практ. конф. (10–15 сент. 2007 г.). Екатеринбург, 2007. С. 61–62.
2. Козлов П. С., Козлова И. В. От естествоиспытания – к выбору пути // Дополнительная образовательная общеразвивающая программа образования детей-естествоиспытателей 10–18 лет. Екатеринбург, 2009. 67 с.
3. Козлов П. С., Козлова И. В. Развитие детей-естествоиспытателей средствами комплексной экспедиции (из опыта геомузейной педагогики) // Современные педагогические технологии в дополнительном геологическом образовании: материалы Всерос. педагог. науч.-практ. конф. СПб., 2013. Стр. 98-107.
4. Козлов П. С., Козлова И. В. Музейное научное общество учащихся «Рифей»: естествоиспытание, научный поиск, развитие // Геологическое образование как форма работы ДЮГД по популяризации наук о Земле среди молодежи: материалы Всерос. педагог. науч.-практ. конф. Бахчисарай, 2014. С. 122–129.
5. Козлов П. С., Козлова И. В. Металлургический эксперимент в природе – интерактивная форма естествоиспытания и познания детьми занимательной инженерной геологии и исторического краеведения // Поиск эффективных форм и методов обучения школьников геологии в камеральный период: материалы Всерос. педагог. науч.-практ. конф. Архангельск, 2018. С. 45–47.
6. Ленцевич Р. Р. Маршрут по «горячим палеоточкам» Шиловского месторождения (Свердловская область): учебно-исслед. работа (науч. рук. П. С. Козлов). Рукопись. Ревда, 2018. 32 с.
7. Kozlov P. S. Case Stady: Iron Age Progect /GeoEco/ Steosto wards sustainable communities // A Guide for Non Govermment Organisations. Johannesburg, 2002. P. 24–25.
8. Дворник Г. П. Минеральные ассоциации, морфология и состав самородного золота из окисленных руд Шиловского месторождения (Средний Урал) // Под знаком халькофильных элементов. Уральская минералогическая школа-2009: материалы Всерос. науч. конф. Екатеринбург: ИГГ УрО РАН, 2009. С. 21–23.
9. Заридзе Г. М. Петрография магматических и метаморфических пород. М.: Недра, 1980. 424 с.
10. Мурзин В. В., Сазонов В. Н. Рудные минеральные ассоциации в Шиловском медно-скарновом месторождении (Средний Урал) // Материалы в минералогии Урала. Свердловск: УрО АН СССР, 1990. С. 69–79.
11. Сазонов В. Н., Мурзин В. В., Огородников В. Н., Поленов Ю. А., Григорьев В. В. Шиловское медно-магнетит-скарновое месторождение // Изв. Вузов. Горный журнал. 1994. № 5. С. 154–158.
12. Ярославцев Г. В. Геологическое доизучение масштаба 1:50 000 Верхне-Макаровской площади в пределах листов 0-41-109-Г, 0-41-110-В-в,г; 0-41-122-А-а,б; 0-41-121-В; 0-41-121-Г-б,г; 0-41-133-Б-б и общие поиски на площади ГДП и в пределах листов 0-41-121-А-б; 0-41-121-Г-а: отчет Мраморской ГСП за 1989–1994 гг. Екатеринбург, 1995.

Лицензия Creative Commons
Все статьи, размещенные на сайте, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная