Главная

ISSN 2307-2091 (Print) 

ISSN 2500-2414 (Online)

DOI 10.21440/2307-2091-2017-4-90-94

УДК 625.11, 625.7

ПУСТЫЕ ПОРОДЫ И ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫХ КОМБИНАТОВ – ОСНОВА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ pdf

М. Л. Хазин, П. И. Тарасов, О. В. Голубев, В. Т. Дмитриев

Республика Саха (Якутия) является одним из богатейших регионов России. Но суровость климата в данном регионе вносит свои коррективы в его полноценное развитие. В республике Саха (Якутия) слабо развита сеть автомобильных и железных дорог. С середины XX в. началось активное освоение месторождений данного региона. При этом еще более 16 тысяч потенциальных месторождений остаются слабоизученными. Таким образом, для развития промышленности и социально-экономической сферы в регионе необходимо строить транспортные магистрали с учетом развития современной техники и технологий строительства. В статье рассмотрены вопросы возможности использования отвалов алмазодобывающей промышленности для строительства транспортных магистралей. Причем объемов данных отвалов хватило бы на строительство более 20 тыс. км двухпутных магистралей промышленного и гражданского назначения. Достоинством использования отвалов пустых пород является их близкое расположение с возможным прохождением трассы. В первую очередь необходимо строить транспортную магистраль, соединяющую Транссибирскую магистраль с Северным морским путем. Технология строительства должна учитывать климатические особенности региона, обеспечивая равномерное использование ресурсов круглый год. Для ускоренного возведения земляного полотна должны быть уложены две нитки железнодорожного пути на одном земляном полотне. После возведения земляного полотна на всем участке один путь может быть разобран и на его месте организовано движение автотранспорта с предварительной подготовкой дорожной одежды. Таким образом, получим земляное полотно с совмещенным движением авто- и железнодорожного транспорта. Строительство транспортных магистралей в данном регионе должно быть связано с транспортной стратегией России до 2030 и 2050 гг.

Ключевые слова: месторождение; пустые породы; отвал; Северный морской путь; Якутский транспортный коридор; земляное полотно; трудозатраты.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Курнева М. В. Перспективы развития минерально-сырьевой базы алмазных месторождений Республики Саха (Якутия) // Горная промышленность. 2014. № 3 (115). С. 58–64.

2. Якушев А. Ж., Дамдиндорж Б. Оценка влияния проекта строительства российско-американской магистрали через Берингов пролив на развитие транспортной системы центральной Азии и внешней торговли Монголии // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 3, № 2. С. 96–104.

3. Степанова Н. А. Особенности развития транспортной инфраструктуры в Республике Саха (Якутия) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 47. С. 26–30.

4. Гасилов В. В., Замчалова С. С., Шибаева М. А. и др. Определение стоимости проектно-изыскательских работ на строительство автодорог и сооружений на них // Наука и техника в дорожной отрасли. 2004. № 2 (29). С. 12–13.

5. Казикаев Д. М. Эффективные пути решения проблем разработки алмазных месторождений Якутии // ГИАБ. 2015. № 6. С. 45–48.

6. Тарасов П. И. Проблемы магистрального транспортирования руды от удаленных кимберлитовых месторождений // Горное оборудование и электромеханика. 2014. № 5. С. 25–32.

7. Меркулов А. С., Терехова О. Г. Экономика инноваций в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. 2015. Т. 2. С. 145–156.

8. Свод правил по проектированию и строительству: СП 32-104-98. Проектирование земляного полотна железных дорог колеи 1520 мм. М.: Госстрой России, 1999.

9. Коноваленко В. Я. Справочник физико-механических свойств горных пород алмазных месторождений Якутии. Новосибирск: СО РАН, 2012. 276 с.

10. Захаров В. Н., Зырянов И. В., Хазин М. Л. и др. Перспективные транспортные системы для развития арктических и северных территорий РФ // Горная промышленность. 2016. № 4. С. 52–54.

11. Миронова С. И. Отвалы карьеров алмазных месторождений Якутии как объекты рекультивации и их рекультивационный потенциал // Проблемы региональной экологии. 2014. № 1. С. 178–181.

12. Тарасов П. И., Зырянов И. В., Хазин М. Л. Якутский транспортный коридор // Научные проблемы реализации транспортных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке: тез. IX междунар. науч.-техн. конф. Новосибирск. Изд-во СГУПС, 2016. С. 127–129.

13. Колесников Н. Г. Методика оценки транспортной связности территории на примере сети всесезонных автодорог Республики Саха (Якутия) // Экономика Востока России. 2017. № 1 (7). С. 102–106.

14. Мыреев А. Н. Создание единой транспортной сети Якутии // Транспортное строительство. 2008. № 8. С. 3–4.

15. Ефремов Э. И. Транспортная инфраструктура Якутии: проблемы и перспективы // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 5 (308). С. 50–56. 94

Лицензия Creative Commons
Все статьи, размещенные на сайте, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная