Y. V. Erokhin, A. G. Shorin / News of the Ural State Mining University. 2021. Issue 1(61), pp. 160-170
Павел Владимирович Покровский являлся крупным ученым в области минералогии, геохимии и рудной геологии,
а также специалистом по вольфрамовым и золоторудным месторождениям. Он был талантливым организатором
науки и подготовил 17 кандидатов геолого-минералогических наук.
Ключевые слова: П. В. Покровский, покровскит, вольфрам, золото, Урал.
Павел Владимирович Покровский являлся крупным ученым в области минералогии, геохимии и рудной геологии, был талантливым организатором науки и мудрым наставником уральской научной молодежи.
О Павле Владимировиче написано не так много воспоминаний [2–7], в основном они касаются профессиональной оценки его жизни, поэтому мы постараемся дать наиболее полную сводную биографию ученого.
Павел Владимирович Покровский родился 19 мая 1912 г. в г. Рыбинске Ярославской губернии в семье инженера, химика-технолога. Отец Покровский Владимир Павлович родился 1879 г. в селе Ольгово Московской губернии в семье священника и окончил Императорское Московское техническое училище (ныне Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана). Мать Покровская Ольга Юльевна родилась в 1891 г. в г. Рыбинске в семье торговца-еврея. В 1914 г. семья с маленьким Павлом переехала в г. Астрахань, где отец устроился на работу на нефтяной завод Нобеля. В Астрахани их застала Первая мировая война, а потом и следом разразившаяся Гражданская война. В феврале 1918 г. в городе шли двухнедельные бои, закончившиеся победой большевиков, а летом–осенью 1919 г. бои шли в окрестностях Астрахани, но Красная Армия отстояла город. В 1920 г. молодой Павел поступил в начальную школу в Астрахани. После переезда семьи в 1924 г. в г. Свердловск он закончил в 1925 г. начальную школу и поступил в школу-девятилетку им. Н. А. Некрасова.
Для поступления в вуз в то время требовался рабочий стаж не менее двух лет. Над Некрасовской школой шефствовал Институт прикладной минералогии (ИПМ), ныне ВИМС, привлекавший к своим работам школьников и организовавший при школе курсы для получения рабочих специальностей. Летом 1929 г. на каникулах после 8 класса Павел Владимирович работал в Боевской геологоразведочной партии ИПМ учеником рабочего по обработке плиток кровельного сланца.
В мае 1930 г. он окончил школу и организованные при ней ИПМ курсы магнитометристов, а сразу после школы поступил на работу в ИПМ. В этом же году Павел Владимирович работал коллектором и магнитометристом в Кусинской партии по разведке титаномагнетитов. Зимой 1930–1931 гг. он окончил при ИПМ курсы старших коллекторов и лето 1931 г. проработал в должности коллектора и прораба в экспедиции по обследованию титаномагнетитовых месторождений Урала.
Осенью 1931 г. Павел Владимирович поступил учиться в Свердловский горный институт по специальности «Разведка полезных ископаемых». Одновременно с учебой он продолжал работу в различных геологических организациях. В полевой сезон 1932 г. работал в ИПМ старшим коллектором в экспедиции по обследованию марганцевых месторождений Южного Урала и Башкирии. С 1933 по 1937 г. Павел Владимирович работал последовательно коллектором, прорабом и рудничным геологом на ряде миасских и кочкарских золоторудных месторождений в партиях Уралгеомина, Миассзолота и ралредметразведки.
В студенческие времена сложилась семейная жизнь Павла Владимировича. В 1935 г. он женился на Елене Модестовне Клер (фото 2), дочери известного ученого и профессора Модеста Онисимовича Клера. В 1936 г. у пары родился первенец – Марк В июне 1937 г. Павел Владимирович окончил Свердловский горный институт, защитив дипломный проект на «отлично». Тема диплома «Морфология и вещественный состав руд жилы Зеленой Кочкарского района и проект разведочных работ по простиранию и на глубину», научный руководитель – П. И. Кутюхин. Павлу Владимировичу по факту защиты присвоено звание инженера-геолога и вручен диплом первой степени. В связи с этим событием его отец В. П. Покровский подарил ему часы с надписью «Зеленому инженеру за жилу Зеленую».
Сразу после окончания института Павел Владимирович работает прорабом Биткуевской поисково-разведочной партии Уралредметразведки на съемке масштаба 1 : 50000 и разведке Биткуевского вольфрамового месторождения. В сентябре 1937 г. он переходит на работу в НИИ «Уралгеомин», где занимается разведкой Елизаветинского месторождения природно-легированных (Cr, Co, Ni) бурых железняков, расположенного в Уктусских горах.
Одновременно по заданию Главного Управления Гражданского Воздушного флота он проводит инженерно-геологические исследования стройплощадки Свердловского
дирижаблепорта. В 1938–1939 гг. Павел Владимирович переходит к изучению вольфрамовых месторождений Урала и назначается геологом Гумбейской комплексной экспедиции Уралгеомина. Кроме того, он продолжает работу по изучению вещественного состава руд Ново-Троицких полиметаллических месторождений Кочкарского района.
Одновременно с работой в Уралгеомине он вел работы в Уральском филиале АН СССР по теме «Распространение германия, галлия, индия и таллия в рудах уральских месторождений».
В июне 1939 г. Павел Владимирович был зачислен в группу на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук при Свердловском горном институте. Тема диссертационной работы «Полиметаллическое месторождение жила Зеленая в Кочкарском районе».
Предполагалось закончить написание работы в ноябре 1940 г. и защищать диссертацию весной 1941 г. К сожалению, в планы вмешался военный призыв, и уже в декабре 1939 г. Павел Владимирович влился в ряды РККА.
Служил он в Забайкальском военном округе на территории МНР и Манчжурии, а тем временем в 1940 г. у него родился второй сын – Михаил. В 1941 г. Павел Владимирович получил звание младшего лейтенанта и служил командиром броневзвода отдельной танковой роты, а затем – командиром взвода хозяйственно-технического обеспечения полевой танковой ремонтной базы. Кстати, Павлу Владимировичу и Елене Модестовне в 1944 г. пришлось фиктивно развестись и снова оформить брак, так как при первом оформлении брака жена сохранила отцовскую фамилию Клер, а это служило пре-
пятствием для ее свиданий с Павлом Владимировичем в Монголии. В войне с Японией (8 августа–3 сентября 1945 г.) он был в должности танкового техника мотомеханизированной краснознаменной бригады, был награжден медалью «За победу над Японией». Демобилизован в марте 1946 г. в звании лейтенанта, имея должность командира взвода по ремонту колесных машин.
Интересно, что в 1945 г., используя свободное время и получив специальное задание от штаба армии по ревизии угольных месторождений в восточной части Монголии, Павел Владимирович занимался сбором материалов по геологии МНР и редкометалльных месторождений Восточного Забайкалья.
Вернувшись из армии, Павел Владимирович в апреле 1946 г. поступил в Горно-геологический институт УФАН СССР (ныне Институт геологии и геохимии УрО РАН) на должность младшего научного сотрудника, где проработал до 1 марта 1951 года. Он занимался изучением одной из групп вольфрамовых месторождений на Среднем Урале, обобщением материалов по отдельным минералам Урала. Им была организована лаборатория фракционирования минералов, которой Павел Владимирович придавал большое значение в минералого-геохимических исследованиях и постоянно заботился об оснащении ее все более совершенным оборудованием.
В 1947–1949 гг. Павел Владимирович по совместительству вел практические занятия по курсу «Общей геологии» на кафедре общей и динамической геологии Свердловского горного института.
С 1 марта 1951 г. по 1 апреля 1955 г. он работал в тресте «Уралзолото» сначала в должности старшего инженера-геолога, а с мая 1951 г. – в должности главного геолога Уральской комплексной партии. В сферу его деятельности входили месторождения россыпного и коренного золота, в основном среднеуральские – их оценка, подсчет запасов, подготовка к эксплуатации.
23 марта 1953 г. по материалам темы, выполнявшейся в ГГИ УФАН СССР, в стенах Свердловского горного института он защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата геологоvинералогических наук «Минералогия, структурные особенности и условия локализации Карасьевского, Пороховского и Пьянковского месторождений Боевско-Юго-Коневской группы». Уже 31 августа 1953 г. итоги данной защиты были утверждены Высшей аттестационной комиссией Министерства образования.
К сожалению, далее в жизни Павла Владимировича наступает черная полоса. Буквально в течение полугода он теряет любимых – жену и сына. Сначала 19 ноября 1953 г. умерла Елена Модестовна, а 9 июня 1954 г. из жизни ушел Марк Павлович. Это тяжелый удар – потерять практически сразу половину семьи, но Павел Владимирович его выдержал.
В 1953–1955 гг. он по совместительству вел учебные занятия на кафедре петрографии и минералогии геологического факультета Уральского государственного университета, руководил научным студенческим кружком и геологическим кружком школьников г. Свердловска при той же кафедре.
С 1 апреля 1955 г. Павел Владимирович избирается по конкурсу на должность доцента кафедры петрографии и минералогии Уральского государственного университета и работает там два года, и уже 20 октября 1955 г. он был утвержден ВАК в звании доцента. Он вел курсы «Кристаллография» для студентов геофака и химфака, «Минералогия», «Петрография», лабораторные занятия по этим курсам и по минераграфии, руководил дипломными работами и проектами студентов-геологов.
К сожалению или к радости, в 1957 г. геологический факультет в УрГУ был ликвидирован, и Павел Владимирович перешел снова работать в Горно-геологический институт УФАН СССР, причем заведующим лабораторией «Геохимии редких элементов». Почему к радости? А потому что период работы в ГГИ УФАН СССР был для Павла Владимировича наиболее продуктивным в научном отношении. Так, за время с 1957 по 1981 г. им лично и в соавторстве было опубликовано 96 статей – из 106 написанных за всю научную деятельность [8, 9]. С появлением лаборатории жизнь Павла Владимировича стала более упорядоченной и полноценной в научном плане. В 1959 г. ему присваивается ученое звание старшего научного сотрудника по специальности «Геохимия». Кроме того, снова наладилась личная жизнь Павла Владимировича. В конце 1959 г. он женился на враче Лилии Васильевне Козловой, и в 1960 г. у них родилась дочь Елена . К сожалению, ее пятерых детей (своих внуков) он не успел увидеть.
В 1970 г. Павел Владимирович Покровский был награжден юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
В должности заведующего лабораторией геохимии редких элементов Павел Владимирович проработал до 1972 г. За то время, что он возглавлял лабораторию, проводились исследования по геологии, минералогии и геохимии месторождений Be, W, Au, РЗЭ, по минералого-геохимическим особенностям гранитов и связанных с ними метасоматитов с редкометалльным и золотым оруденением.
Подготовке научных кадров через аспирантуру и соискательство Павел Владимирович уделял много внимания. Под его руководством защитили кандидатские диссертации Р. О. Берзон, И. Н. Бушляков, В. Г. Вигорова, В. А. Вилисов, А. И. Грабежев, Н. А. Григорьев, О. К. Иванов, Л. И. Коленко, С. М. Мормиль, В. В. Мурзин, Т. Л. Нейкур, М. С. Рапопорт, Г. И. Самаркин, Е. Я. Самаркина, Н. В. Свяжин, В. А. Чащухина, С. Г. Червяковский, т. е. 17 человек! В наше время такое количество защитившихся аспирантов кажется невероятным. Впоследствии И. Н. Бушляков, А. И. Грабежев, Н. А. Григорьев, О. К. Иванов, В. В. Мурзин и М. С. Рапопорт стали еще и докторами геолого-минералогических наук. В 1972 г. Павел Владимирович был переведен на должность старшего научного сотрудника своей бывшей
лаборатории и проработал в институте до последних дней своей жизни (фото 8). При этом он продолжал активно ездить на полевые работы даже на Полярный Урал. Большая ориентированность и научная активность в области изучения золота позволила ему в 1976 г. создать и возглавить в институте «золоторудную» группу. В последние годы Павел Владимирович тяжело болел, он перенес несколько операций и скончался 2 августа 1979 г. в г. Свердловске.
Павел Владимирович прожил долгую и интересную жизнь, целиком отданную науке и обществу. Его отличали жизнелюбие, доброта, душевная открытость, общительность, редкостная отзывчивость, чувство коллективизма, общественная активность, правдивость и принципиальность. Павел Владимирович рано потерял первенца, но воспитал дочь и второго сына – М. П. Покровского, который так же, как и отец, посвятил себя высшему образованию и науке. В честь Павла Владимировича в 1983 г. назвали новый минерал – покровскит.
Покровскит – основной карбонат магния, найден впервые О. К. Ивановым в 1974 г. в керне Златогорской расслоенной интрузии, расположенной в 90 км юго-западнее г. Кокчетава в северном Казахстане [10]. Является редким минералом, в мире обнаружен и описан только в нескольких местах. Далее приведено его краткое описание на основании работ О. К. Иванова и других минералогов [11–13].
Златогорская расслоенная интрузия залегает среди докембрийских метаморфитов Кокчетавского массива. Интрузия имеет воронкообразную форму и достигает 8 × 10 км в диаметре, мощность до 4 км. Расслоенная серия изменяется от габбро через габбро-нориты, оливиновые габбро, троктолиты, бронзититы к гарцбургитам и дунитам. Последние слагают так называемую «дунитовую линзу» мощностью до 700 м и неравномерно серпентинизированы. Интрузия прорывается дайками микрогаббро и диабазов, а с востока контактирует с более молодым гранитным массивом.
Покровскит встречен в дуните в пологосекущей жиле мощностью до 3–5 мм. Минерал установлен в керне а б скв. 93 на глубине 116 м. Жила имеет плитообразную форму и выполняет трещину разрыва. В зальбандах жилы наблюдается тонкая (0,2–0,3 мм) корочка бесцветного и белого пластинчатого шегренитоподобного минерала. На него нарастают одиночные зональные кристаллы доломита, круженные корочкой тонкозернистого магнезита.
Покровскит как более поздний минерал в виде пучков и сферолитов нарастает на все другие карбонаты и выполняет всю центральную часть жилы. Он занимает от 50 до90 % всего объема жилы.
Покровскит имеет белый цвет с телесным оттенком и матовый блеск. Последующие находки минерала на других объектах показали, что цвет карбоната может меняться от белого (фото 10, а) до светло-коричневого. Форма агрегатов от пучков и радиально-лучистых до сферолитов, размером до 1 см в диаметре. Черта карбоната – белая. В шлифе минерал бесцветный, содержит много газово-жидких и минеральных включений. Покровскит не растворяется в воде, но медленно с шипением растворяется в 5% растворе соляной кислоты.
После прокаливания становится бурым. Твердость покровскита по шкале Мооса около 3, он хрупкий. Блеск – стеклянный. Спайность не отмечалась, но, по всей видимости, в одном направлении совершенная.
Плотность минерала измерена и равняется 2,51–2,52 г/см3, при этом рассчитанная плотность еще больше – 2,58 г/см3. Индивиды покровскита имеют отрицательное удлинение и косое угасание, cNp = 8o. Двуосный, отрицательный, Ng = Nm = 1,619; Np = 1,537. Химический состав покровскита, мас.%: Fe2O3 1,90; MnO 1,02; MgO 50,80; CaO 0,39; Na2O 0,10; H2O 17,16; CO2 28,78; Сумма 100,15, что хорошо пересчитывается на следующую формулу: Mg2[CO3(OH)2] × 0,5H2O, хотя последние структурные исследования показали немного другую, уточненную формулу – Mg2CO3(OH)2, т. е. минерал относится к группе малахита. Порошкограмма минерала соответствует моноклинной сингонии. Сферолиты покровскита из серпентинитов США. С сайта Mindat. Фото 13. Расщепленные кристаллы коричневатого покровскита из серпентинитов Баварии (Германия). С сайта Mindat. пространственная группа P2/а (по аналогии с малахитом); параметры элементарной ячейки следующие: a = 9,43; b =
12,27; c = 3,395 Å; β = 96,60; V = 390,1 Å3 [13]. На данный момент покровскит обнаружен только в России, Казахстане (первая находка), Германии (Бавария), Японии (префектура Фукуока) и США
При этом в США он установлен в нескольких местах – в Калифорнии, Северной Каролине, Неваде, Мэрилэнде и Пенсильвании. Такая якобы редкость минерала, на наш взгляд, объясняется тем, что он очень похож на многие гипергенные карбонатные минералы (арагонит, гидромагнезит и др.), и исследователи его пропускают в полевых условиях. Ведь инструментальное определение вещества
обычно проводят для необычных на взгляд или экзотических минералов. В России покровскит был обнаружен в серпентинитах Таловского гипербазитового массива на Южном Урале [14].
REFERENCES
1. Покровский П. В. Автобиография // Уральский геологический журнал. 2012. № 2 (86). С. 4–6.
2. Покровский М. П., Грабежев А. И. Павел Владимирович Покровский (1912–1979) // Воспоминания об ученых Института геологии и
геохимии. Екатеринбург: ИГГ УрО РАН, 2012. С. 97–108.
3. Мурзин В. В. Роль П. В. Покровского в развитии исследований золоторудных месторождений в Институте // Воспоминания об ученых
Института геологии и геохимии. Екатеринбург: ИГГ УрО РАН, 2012. С. 108–113.
4. Грабежев А. И., Мурзин В. В., Иванов О. К., Чащухина В. А. К 100-летию Павла Владимировича Покровского (1912–1979 гг.) // Литосфера.
2012. № 2. С. 182–184.
5. Покровский М. П., Вигорова В. Г. Павел Владимирович Покровский. Основные вехи жизненного пути // Уральские минералоги: К. К.
Матвеев, П. В. Покровский, А. И. Игумнов. Свердловск: УрО АН СССР, 1989. С. 35–42.
6. Иванов О. К. Покровский П. В. как минералог // Уральские минералоги: К. К. Матвеев, П. В. Покровский, А. И. Игумнов. Свердловск:
УрО АН СССР, 1989. С. 43–46.
7. Штейнберг Д. С. Слово о Павле Владимировиче Покровском // Уральские минералоги: К. К. Матвеев, П. В. Покровский, А. И. Игумнов.
Свердловск: УрО АН СССР, 1989. С. 47–48.
8. Грабежев А. И., Чащухина В. А., Покровский М. П. Список научных трудов П. В. Покровского // Уральские минералоги: К. К. Матвеев, П.
В. Покровский, А. И. Игумнов. Свердловск: УрО АН СССР, 1989. С. 49–57.
9. Покровский М. П., Грабежев А. И., Чащухина В. А., Мурзин В. В. Список научных трудов Павла Владимировича Покровского (1912–
1979) // Уральский геологический журнал. 2012. № 3 (87). С. 49–57.
10. Pekov I. V. Minerals first discovered on the territory of the former Soviet Union. Moscow: OP, 1998. 369 p.
11. Иванов О. К., Малиновский Ю. А., Мозжерин Ю. В. Покровскит Mg2[CO3(OH)2] × 0,5H2O – новый минерал из Златогорской расслоенной
интрузии (Казахстан) // Записки ВМО. 1984. Ч. 113. Вып. 1. С. 90–94.
12. White J. S. Pokrovskite, a new common mineral // Mineralogical Record. 1987. Vol. 18, № 3. P. 135–136.
13. Perchiazzi N., Merlino S. The malachite-rosasite group: crystal structures of glaukosphaerite and pokrovskite // European Journal of Mineralogy.
2006. Vol. 18. P. 787–792.
14. Попова В. И., Попов В. А. Карбонатная и гидрокарбонатная жильная минерализация в серпентинитах Таловского массива на Южном
Урале // Уральский минералогический сборник. 1993. № 2. С. 168–174.